oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Category:

«Меркава» – разные модели танков или модификации одного танка?

Во многих статьях о танках «Меркава» обращает на себя внимание отношение к разным моделям этого танка как к модификациям одного танка. Т.е. наподобие того, как М60 имеет 4 основные модификации (М60, М60А1, М60А2 и М60А3) или М1 «Абрамс» 3 основные модификации (М1, М1А1 и М1А2), так и «Меркава» имеет 4 такие модификации (от Mk.1 до Mk.4).



Несколько примеров:

Итак, некоторые авторы называют все варианты «Меркава» его «модификациями». Другие выделяют Mk.3 в отдельный, новый танк, а Мк.4 называют его модификацией. Есть ещё и статьи, где используется слово «варианты», что является калькой с английского (variants), где это слово подразумевает «модификациями». Есть также статьи со словом «версии».

Но как оно на самом деле?

Замечу, что танк может эволюционировать, т.е. каждая новая модель является прямым развитием модели предыдущей. Например – развитие советских танков от Т-44 до Т-62 или американских от М26 до М60. В других случаях речь идёт о революционных разработках, «с нуля». Последнее не означает, что заново проектируют всё, до последней детали. Часть компонентов вполне могут заимствовать, и не только с танков. Но разработка в целом – полностью новая.

Я говорю только об эволюции. Для этой ситуации давайте разберёмся, где заканчивается модификации того или иного танка и начинается новый танк. Я не нашёл чёткого определения данного вопроса, поэтому излагаю собственные мысли на этот счёт.

Если отбросить различные безбашенные танки, танкетки и многобашенные танки, то любой танк состоит из двух основных частей: башни с вооружением и шасси (т.е. бронекорпуса как несущей конструкции, на которой крепятся агрегаты и узлы, в т.ч. ходовая часть, трансмиссия, двигатель и его системы, приводы управления – см. статью Василия Чобитка «Шасси»). Изменения в башне вплоть до её полной замены считаются модификацией существующего танка. То же можно сказать и по-поводу замены двигателя, трансмиссии, модернизации подвески.

Новая машина получается при серьёзных изменениях бронекорпуса, связанных с его геометрией. И тут не имеется в виду увеличении толщины брони, такое вполне обыденно. Например, для немецкого PzKpfw IV толщина брони лба корпуса менялась с 15 до 30, затем до 50, а затем и до 80 мм. Борта – с 15 до 20, а затем и до 30 мм и т.д. Ещё один критерий – возможность модернизации старых модификаций танка до его более современных вариантов. Конечно, если это требует полной замены башни, то обычно такая модернизация экономически не оправданна (хотя и технически возможна). Несмотря на всё вышесказанное, нередко из тех или иных соображений (политика, престиж, удобство обозначений) для модификаций старых танков вводятся новые обозначения.

Приведу примеры:

  • Т-34-85 – внешне сильно отличается от предыдущей модели, Т-34 (условно Т-34-76), благодаря новой башне с 3 членами экипажа (вместо 2), командирской башенки и 85-мм орудия (вместо 76-мм). Однако шасси было сохранено, т.е. танк оправданно считается новой модификацией Т-34, а не новым танком.

  • Т-44 – внешне похож на Т-34-85, однако в этом танке изменилось практически всё – компоновка корпуса, его габариты, тип подвески (с пружинной на торсионную) и др. Без сомнения новый танк.

  • Т-54 – корпус в основном заимствован у Т-44, но общее число изменений в конструкции таково, что вполне оправданно считать эту машину новым танком.

  • Т-55 – модифицированный Т-54Б и вполне мог бы рассматриваться как очередная модификация Т-54.

  • Т-62 – дальнейшее развитие Т-55, изменения схожи с переходом от Т-34 к Т-34-85: новая башня с новым орудием на минимально модифицированном шасси предыдущей модели.

  • Т-80 – создавался на базе Т-64А, но общее число изменений в конструкции таково, что вполне оправданно считать эту машину новым танком.

  • Т-90 – создавался на базе Т-72Б и первоначально имел обозначение Т-72БУ.

  • M46 Patton – создан на базе M26 Pershing, более того, 1,160 М26 были модернизированы до уровня М46.

  • M47 Patton II – создан на базе M46, по-сути модифицированный корпус М46 с новой башней.

  • М48 Patton III – продолжил линию М46 и М47, но корпус был полностью новой конструкции, так что однозначно новый танк.

  • М60 – базировался на М48А2, но серьёзная переделка передней части корпуса и общее количество изменений в конструкции столь велико, что вполне оправданно считать эту машину новым танком. М60 хорошо иллюстрирует вопрос замены башни: М60 имел круглую башню, похожую на башню М48; М60А1 и в дальнейшем М60А3 имели удлинённую башню с усиленным бронированием; М60А2 имел новую оригинальную башню со 152-мм орудием низкого давления, которое также использовалось в качестве ПУ ПТУР «Шилелла» (MGM-51 Shillelagh).



Отдельно рассмотрю танк M4 Sherman. Танк был создан на базе предыдущего среднего танка M3 Lee (он же M3 Grant в Великобритании), унаследовав у того нижнюю часть корпуса, конструкцию ходовой части, двигатель, 75-мм пушку M2 (позже заменена на 75-мм М3). Однако в целом корпус и вся компоновка М4 столь отличались от М3, что это, бесспорно, новый танк.

Для быстрой организации серийного производства «Шерман» ВС США обратились к различным машиностроительным компаниям для максимального использования их потенциала. Поэтому танк сразу выпускался в различных модификациях, и эти модификации отличались одна от другой технологией изготовления корпуса (сварной или цельнолитой на М4А1), силовой установкой и даже длиной корпуса (модели М4А4 и М4А6 имели удлинённый корпус из-за более крупного двигателя). В общей сложности известно 7 основных модификаций танка:

  • M4 и M4A1 — звездообразный авиационный двигатель Continental R975-C1, 350 л.с., или R975-C4, 400 л.с.

  • M4A2 — дизель GM 6046 – спарка шестицилиндровых дизелей GM 6-71, 375 л.с.

  • M4A3 — бензиновый 8‑цилиндровый V-образный V8 Ford GAA, 500 л.с.

  • M4A4 — 30-цилиндровая силовая установка Chrysler A57 multibank, состоящая из 5 автомобильных рядных 6-цилиндровых бензиновых двигателей L6, 370 л.с.

  • M4A5 — обозначение, зарезервированное для канадского Ram Tank, но реально не использовавшееся. Ram имел Continental R-975E-C2, 400 л.с.

  • M4A6 — многотопливный 9‑цилиндровый радиальный дизель Caterpillar D-200A, (создан на базе бензинового Wright R-1820 Cyclone), он же Ordnance Engine RD-1820, 450 л.с.



Но и это не всё. С 1944 г. часть танков моделей М4 и М4А3 оснащались 105-мм гаубицей, а с 1944 г. началось производство М4А1, М4А2 и М4А3 с новой башней Т23 и 76.2-мм пушкой М1 (длина ствола 55 калибров против 37.5 калибров у М3). А в Великобритании часть М4А1 и М4А4 вооружили 76.2-мм пушкой Ordnance QF 17 pounder Mk.IV (длина ствола также 55 калибров, но сама пушка более мощная, чем американская М1). А в период  августа 1944 г. по январь 1945 г. производство всех моделей танка (М4, М4А1, М4А2 и М4А3; к тому времени М4А4 и М4А6 уже не выпускались) включало новую подвеску HVSS вместо раннее использовавшейся VVSS. С такой подвеской «Шерман» выпускались до завершения серийного производства (июль 1945 г. для М4А1). И несмотря на всё это обилие модификаций все они рассматриваются как один танк.

Возвращаемся к танку «Меркава». Описание различных моделей и модификаций можно найти в Википедии или в моей статье 2002 г. (последний раз обновлена в 2006 г.). Замечу, что там я использую слово «модель» и для модификаций, не вдаваясь в подробности. Итак:

  • Мк.1 является базовой моделью, созданной «с нуля».

  • Мк.2 имеет небольшие усовершенствования по сравнению с Мк.1 и явно является его модификацией. Более того, была возможность модернизации уже построенных Мк.1 до уровня Мк.2 и это было проделано для небольшого числа машин. Массовая модернизация не проводилась по экономическим соображениям.

  • Мк.3 имеет значительные изменения по сравнению с Мк.1/2. Даже если отбросить башню со всеми её изменениями, электронику и подвеску, выросла длина корпуса (на 15 см), из-за чего появился характерный увеличенный промежуток между 4-м и 5-м опорными катками.

  • Мк.4 имеет значительные изменения по сравнению с Мк.3. Однако если вновь отбросить всё, что связано с башней и сосредоточиться на корпусе, то мы видим, что изменения не так велики. Даже  установка нового двигателя и трансмиссии не привели к существенным изменениям корпуса, кроме его верхней лобовой детали. Более того, параллельно с выпуском Мк.4 идёт выпуск тяжёлого БТР «Намер» на его базе. И эта машина продолжает использование двигателя и трансмиссии, ранее использовавшейся на Мк.3. Таким образом, Мк.4 следует рассматривать как модификацию Мк.3.



Заключение: по моему мнению, семейство «Меркава» следует рассматривать как модификации двух разных танков: Мк.1/2 и Мк.3/4. Все эти танки сохраняют одинаковую компоновку и заимствуют друг у друга многие детали и агрегаты. При этом Мк.1/2 является ОБТ 2.5 поколения, Мк.3/4 – танк 3-го послевоенного поколения.
Tags: Меркава
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments