oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Катастрофа «Снунит» 24.11.20, завершающий отчёт

17.03.21 пресс-секретарь АОИ опубликовал завершающий отчёт об авиакатастрофе «Снунит» (Grob G 120A-I) Б/Н 900, произошедшей 24.11.20. Причина произошедшего: резкий манёвр и сваливание в штопор. Напомню, что в катастрофе погибли пилот-инструктор майор (рез.) Итай Зайден (42) и курсант Лётной школы младший сержант Лиху Бен-Баса (19).



О данной катастрофе я уже писал в 3 статьях:

То, что причина катастрофы по-видимому в потере управления лётчиками говорилось и ранее. Окончательный отчёт лишь поставил точку над ‘i’, окончательно отбросив все прочие версии. Итак, экипаж самолёта выполнил необычный (выходящий за допустимое) манёвр («Тимрун Хариг») и попал в не управляемую ситуацию («Мацав Билти-Нишлат»), из которой не смог или не успел выйти, что и привело к катастрофе.

Отчёт о результатах расследования, выполненного командой специалистов во главе с полковником А., был передан 16.03.21 командующему ВВС генерал-майору Амикаму Норкину. До публикации 17.03.21 о выводах отчёта были оповещены семьи погибших, АОИ продолжает сопровождать их.

Отчёт подчёркивает, что возможность подобной ситуации была не опознана во время приёма самолёта на вооружение и во все годы его службы в ВВС. Не было описания этого и в литературе производителя самолёта. В связи с этим лётчики не инструктировались о данной конкретной ситуации. ВВС связались и с другими ВВС-эксплуатантами данного самолёта, но и им подобное было не известно.

Полёты на малых высотах на «Снунит» осуществлялись долгие годы и считались частью нормального учебного и отборочного процесса. Риск при выполнении манёвров на этих высотах ранее оценивался как низкий.

Итак, в отчёте сказано:

  1. С высокой долей вероятности технической поломки небыло и самолёт был исправен на всём протяжении полёта.

  2. Техобслуживание самолёта гражданской компанией «Снунит» было признано как находящееся на высоком уровне.

  3. «Снунит» состоит на вооружении почти 20 лет (с 2002 г., см. в отдельной статье) и считается надёжным и безопасным в использовании.

  4. Необходимо внести изменения в работу отборочной эскадрильи («Таесет Миюн») лётной школы для максимального воплощения опыта и профессионализма пилотов-инструкторов.



Командующий ВВС принял выводы отчёта. Он дал указание по проверке рисков на граничных возможностях ЛА лётной школы, уточнение организации отборочной эскадрильи, обновление профессиональной литературы ВВС и эскадрильи, инструктаж лётного персонала с выводами о случившемся. Также дано указание оповестить о выводах другие страны, чьи ВВС имеют на вооружении данный самолёт (а это Канада, Франция, Германия, Аргентина и Кения).

Кстати, в ходе расследования команда выполнила ряд испытательных полётов на «Снунит» как в Израиле, так и за границей, с целью доказать, что описанная ситуация возможна. Можно предположить, что выполнялись эти полёты на больших высотах, т.е. в ситуации, когда высота позволяет выйти из штопора.

Итак, что же произошло? Самолёт выполнил поворот на малой высоте и малой скорости. И скорость, и высота были допустимыми для данного самолёта. Но видимо угол поворота был таким, что произошёл срыв воздушного потока с крыла («Мацав шель hафраа бэ-Зримат Авир Ткина»), потеря подъёмной силы («Пгия бэ-Коах hа-Илуй»), как следствие резкое движение самолёта по крену («Гильгуль»), сваливание в штопор («hиздакрут»), потеря высоты и падение на землю. Малая высота полёта не дала возможность среагировать на данное развитие ситуации.

18.03.21 сайт ynet опубликовал статью, в которой говорится о посте на Фейсбук, опубликованном Шломо Бен-Баса, отцом погибшего Лиху. Речь идёт о письме, направленном командующему ВВС и параллельно выставленному на Фейсбук. Шломо не верит, что в ходе 130,000 часов полёта «Снунит» в ВВС и миллионов по всему миру, была некая неопознанная возможность. По мнению Шломо, организационная культура Лётной школы страдает изъянами. Например, многие инструктора школы намного старше своих командиров и с не достаточным вниманием относятся к их указаниям. И что в целом в Школе есть пренебрежением к правилам безопасности полётов. Также Шломо говорит, что Школа принимает слишком много кандидатов и нагрузка на инструкторов эскадрильи отбора очень высока и предлагает отсеивать 50% на симуляторах, а не в реальных полётах.

P.S. 22.03.21 командующий ВВС генерал-майор Амикам Норкин встречался с членами семьи Лиху Бен-Баса.

P.S.2. 25.03.21 на сайте israeldefense была опубликована статья с критикой ВВС по этому делу.

Ссылки:

  1. Данные окончательного доклада о катастрофе «Снунит»: авария с высокой степенью вероятности вызвана неуправляемой ситуацией в полёте, сайт ВВС, 17.03.21.

  2. Данные окончательного доклада о катастрофе «Снунит», сайт АОИ, 17.03.21.

  3. Данные окончательного доклада о катастрофе «Снунит», ynet, 17.03.21.

  4. Данные окончательного доклада о катастрофе «Снунит», maariv, 17.03.21.

  5. Данные окончательного доклада о катастрофе «Снунит», walla, 17.03.21.

  6. Данные окончательного доклада о катастрофе «Снунит», 7-й канал, 17.03.21.

  7. Данные окончательного доклада о катастрофе «Снунит», mako, 17.03.21.

  8. Данные окончательного доклада о катастрофе «Снунит», israeldefense, 18.03.21.

  9. ЦАХАЛ: причиной гибели экипажа учебного самолета в ноябре 2020 года стало сваливание, newsru, 18.03.21.

  10. «Метод ‘положись на меня’»: отец погибшего курсанта атакует, ynet, 18.03.21.

  11. Командующий ВВС, генерал-майор Амикам Норкин, встретился с членами семьи Бен-Баса. Сайт ВВС, 23.03.21.

  12. Мнение: ВВС не сделали всего для предотвращения катастрофы «Снунит», israeldefense, 25.03.21.

  13. Обсуждение на Фреш.



Дата последнего обновления: 25.03.21.
Tags: Авиапроисшествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Коронавирус и АОИ, ситуация на 13.04.21

    3 дня назад я публиковал статус со вспышкой коронавирусной инфекции COVID-19 в Израиле и в АОИ, на 10.04.21. На эту дату в Израиле было 835,813…

  • Стрелковое оружие АОИ в 1973 г.

    В своё время я описывал систему стрелкового оружия АОИ на начало Шестидневной войны 1967 г. и на начало Войны Судного дня 1973 г. (ссылки в конце…

  • Неделя в истории 98-й дивизии

    Сайт АОИ опубликовал ряд фото бойцов 98-й дивизии. Точнее, двух моментов её текущей жизни: бойцы 35-й парашютно-десантной бригады призыва марта…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments