oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Компания «Израильские судоверфи»

Судостроительная компания «Израильские судоверфи» («Миспанот Исраэль») – по-сути единственная судостроительная верфь Израиля. Есть ещё завод РАМТА в Беер-Шеве (из состава «Израильской Авиационной Промышленности»), но его продукция ограничивается сторожевыми катерами – «Дабур», «Двора», «Супер Двора» максимальным водоизмещением 76 тонн.

«Израильские судоверфи» была создана в 1959 г. в Хайфе на средства репараций, полученных от ФРГ. Соглашение о репарациях («hескем hа-Шилумим») было подписано 10.09.52, вступило в силу 27.03.53, в соответствии с ним ФРГ выплатила Израилю компенсацию за использование рабского труда во время Холокоста и компенсации за потерю собственности евреев; всего в 1953-1965 гг. от Германии было получено около 3 млрд марок, среди прочего эти средства использовались на развитие израильского промышленного потенциала и инфраструктуры.  Долгие годы верфь была государственной компанией, в апреле 1995 г. приватизирована. На 2014 г. доходы компании составляли 599 млн долларов, в т.ч. 76 млн – чистая прибыль.


«Израильские судоверфи» занимается судостроением и судоремонтом как для военных, так и для гражданских нужд. При наличии заказов также выпускаются различные крупноразмерные металлоконструкции – баки, причалы, портовые краны, рукава для аэропортов и т.п. С 2009 г. проверяется, ремонтируется и изготавливается различное оборудование для нефте- и газодобывающих компаний. Кроме того, с 2003 г. «Израильские судоверфи» владеют единственным в Израиле частным портом.

В 60-70 гг. компания строила небольшие гражданские суда (буксиры, баржи, моторные лодки, включая для нужд полиции), пик работ пришёлся на середину 70-х гг., тогда на верфи работало почти 1,000 человек (по сравнению с 378 сейчас). Далее был 30-летний перерыв, связанный с финансовыми трудностями компании и отсутствием заказов.

В августе 2008 г. на воду был спущен балкер (сухогруз) длиной 90 м и водоизмещением 4,750 тонн – крупнейшее коммерческое судно, построенное в Израиле для иностранного заказчика. Всего в 2008-2010 гг. было построено 4 таких судна для одного клиента в Германии, а в августе 2012 г. на воду был спущен 5-й балкер. Согласно сайту компании, на верфи возможно строительство торговых судов водоизмещением до 10,000 тонн.



Ещё один вид продукции «Израильские судоверфи» – плавучие доки грузоподъёмностью 4,500, 7,500 и 20,000 тонн. Подобные доки строились как для внутриизраильских нужд, так и на экспорт – в Грецию, Италию, Турцию, Филиппины и Экваториальную Гвинею.



Также строятся буксиры и небольшие служебные суда (баржи, морские спасательные суда, пожарные суда, суда для внутрипортовых работ).





Военное производство на верфи началось в 60-е гг. со строительства десантных кораблей. В 1962-1965 гг. были построены три «36-метровых десантных корабля» (длина 36 метров, водоизмещение 122 тонны). Далее, в 1967 г., были построены три «60-метровых десантных корабля» (60 метров, 730 тонн). В 80-е гг. планировалось построить довольно крупный десантный корабль (длина 113 метров, водоизмещение 5,000 тонн) по проекту «Палешет», но АОИ  так и не выделила на него финансирование.


Проект «Палешет».

С 1973 г. строились (включая на экспорт) ракетные катера типа «Саар-4», в 80-е – 2000-е гг. – типа «Саар-4.5». С конца 80-х гг. были разработаны и серийно выпускались с середины 90-х сторожевые катера (50-95 тонн) типа «Шальдаг», поставленные как ВМС Израиля, так и как на экспорт как минимум 7 клиентам. Также для ВМС Израиля строились портовые буксиры, например типа «Полином». В 1983 г. было начато строительство серии ракетных катеров на подводных крыльях типа «Зиванит» (американские Flagstaff-2), но после первого катера (в дополнению к головному катеру, построенному в США компанией Northrop Grumman) ВМС Израиля отменили заказ.

Первые катера этого семейства «Саар» были спроектированы на базе немецких торпедных катеров «Ягуар» судоверфи Lurssen (в Bremen-Vegesack): длина и водоизмещение были увеличены с 42.6 м и 210 тонн до 45 м и 250 тонн соответственно. Первоначально катера были заказаны в Германии у Lurssen, но в 1965 г. факт строительства стал известен арабским странам. Под их давлением работы прекратились. Однако вскоре в Израиле стало известно, что французская верфь CMN (Construction Mecanique de Normandie) в городе Шербур (с 2000 г. называется Шербур-Октевиль) имеет тесные связи с Lurssen, в частности строит тральщики проекта Lurssen для ВМС Германии. В результате работы удалось перенести на CMN, договор был подписан в мае 1965 г.

В 1963 г. ГШ АОИ утвердил закупку 12 катеров типа «Саар». Но договор с Lurssen, а затем и с CMN, говорил о покупке 6 катеров с опцией на ещё 6. Дело в том, что производство планировалось перенести на «Израильские судоверфи», но небыло уверенности в том, что та успеет провести все необходимые подготовительные работы. В мае 1966 г. (т.е. ровно через год поле подписания договора с CMN) необходимо было решить о реализации опции. Проверки показали, что «Израильские судоверфи» к работе над катерами всё ещё не готовы и опция с CMN была реализована. Все 12 «Саар» были построены во Франции. В зависимости от состава вооружения и оборудования катера на службе ВМС Израиля относились к 3 подтипам: «Саар-1», «Саар-2» и «Саар-3».

В ходе Шестидневной войны 1973 г. АОИ установила контроль над Синайским полуостровом. В результате Израиль получил обширный выход в Красное море и встал вопрос об укреплении сил ВМС в этом районе. Необходимы были более крупные катера, способные осуществлять переходы из Средиземного моря в Красное вокруг Африки и действовать в условиях океанских штормов. ВМС совместно с Lurssen спроектировали катер нового типа – «Саар-4», строили их уже в Израиле, на «Израильские судоверфи». Длина катера была увеличена до 58 м, водоизмещение до 450 тонн. Первый «Саар-4» вошёл в строй в феврале 1973 г., до 1980 г. было построено в общей сложности 10 таких катеров для ВМС Израиля, ещё 3 в 1977-1978 гг. для ЮАР (тип Warrior, ранее Minister), кроме того 6 катеров были построены по лицензии в самой ЮАР в 1978-1986 гг.

В 80-е гг. началось строительство более крупных катеров – «Саар-4.5» (длина 61.7 м, водоизмещение 488-498 тонн). В общей сложности до 2003 г. было построено 10 «Саар-4.5», включая 2 катера-вертолётоносца («Алия» и «Геула»). На базе корпусов «Саар-4» и «Саар-4.5» компания «Израильские судоверфи» спроектировала сторожевые корабли OPV-58 и OPV-62 соответственно (Offshore Patrol Vessel). Три OPV-58 были построены для Береговой охраны Греции (контракт 2002 г., поставки в 2003-2004 гг.), в т.ч. два на «Израильские судоверфи» и один по лицензии в самой Греции. Два OPV-62 поставлены Экваториальной Гвинеи (контракт 2008 г., поставки в 2011 г.). Шесть OPV-62 строятся для Азербайджана (контракт 2013 г., поставки с 2015 г., сборка ведётся в Азербайджане; на 24.08.17 в строй были введены 4 корабля, 1 строился и 1 был заложен). Четыре OPV-62 строятся для Кипра (контракт 2015 г., первый передан заказчику 12.09.17).

Таким образом, не считая лицензионного производства, с 1973 г. было построено или заказано 37 ракетных катера «Саар-4» и «Саар-4.5» и сторожевых катера на их базе: 20 для ВМС Израиля, 3 для ЮАР, 6 для Азербайджана, 4 для Кипра и по 2 для Экваториальной Гвинеи и Греции.

В 2013 г. «Израильские судоверфи» представили проект корвета длиной 72 м и водоизмещением 800 тонн. Корабль получил обозначение «Саар-72» (по длине корпуса в метрах, аналогично OPV-58 и OPV-62). Подробнее об этом корабле – в отдельной статье.

На сегодняшний день военный ассортимент, предлагаемый верфью, включает:

  • Буксиры и вспомогательные суда;

  • Сторожевые катера типа «Шальдаг» (моделей MkII, MkIII, MkIV и MkV);

  • Ракетные катера «Саар-58» и «Саар-62», большие сторожевые катера OPV-58 и OPV-62;

  • Корветы «Саар-72» и сторожевые корабли OPV-72.



OPV-58 Береговой охраны Греции.


«Шальдаг» MkIV.


«Шальдаг» MkV.

Ссылки:

  1. Сайт компании «Израильские судоверфи».

  2. «Израильские судоверфи», статья Википедии.

  3. «Судостроительные возможности Израиля» – обсуждение на waronline.org.

  4. «Экспорт израильских катеров» – обсуждение на waronline.org.

  5. Огромный контракт на 900 млн шекелей компании «Израильские судоверфи», calcalist, 04.01.15.

  6. Спущен четвертый азербайджанский пограничный сторожевой корабль израильского проекта OPV 62, bmpd, 25.08.17.

  7. Судостроительные группы Damen и Naval Group ведут борьбу за рынок патрульных кораблей Азербайджана, bmpd, 25.08.17.

  8. «Израильские судоверфи» поставляют первый сторожевой корабль Кипру, israeldefense, 12.09.17.

  9. Новые корабли для Кипра: быстроходные, новые системы для навигации и самообороны, israeldefense, 13.09.17.

  10. Израильская защита для кипрских газовых месторождений, mignews, 13.09.17.

  11. Кипр получил первый патрульный корабль израильской постройки, bmpd, 13.09.17.


Дата последнего обновления: 06.10.17.
Tags: saar-4.5, saar-72, ВМС, Военпром, Экспорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments