oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Пилоты-инструктора Лётной школы ВВС

В составе Лётной школы ВВС («Бейт hа-Сефер ле-Тиса», БИСТ-12) есть эскадрилья пилотов-инструкторов («Таесет Мадрихей Тиса», «Таесет МАДРАТ»). Задача эскадрильи – подготовка инструкторов всех лётных профессий, действующих в школе: пилотов и штурманов боевых и транспортных самолётов, пилотов вертолётов, бортинженеров (далее для краткости я буду писать просто «инструктора»), на 5 различных платформах. Командир эскадрильи в звании майор, командиры курсов – капитаны.

Инструкторами становятся молодые лётчики в звании старший лейтенант - капитан, примерно через 3-4 года после того, как они сами закончили лётную школу. Теоретически любой выпускник лётного курса может стать инструктором, но по-видимому не все могут быть инструкторами достаточно высокого уровня. Поэтому на командирах оперативных эскадрилий ВВС, там где эти лётчики летали с момента завершения учёбы, лежит обязанность дать рекомендацию, кого именно направить на работу инструктором, а кого, скажем, на штабную должность. В общей сложности почти половина лётчиков ВВС становятся инструкторами.

До начала самостоятельной работы будущие инструктора проходят курс в составе МАДРАТ длительностью 5-6 месяцев. Первый месяц посвящён наработке лётного опыта на той платформе, на которой инструктору придётся преподавать. Ведь нередко проходит несколько лет с тех пор, когда будущий инструктор в последний раз сидел в кабине машины этого типа. Могут быть и ситуации, когда он вообще никогда не летал на данном типе ЛА, скажем будучи курсантом лётной школы он проходил последний этап курса на А-4 Skyhawk («Аит»), но в 2015 г. тот был снят с вооружения и заменён на M-346 Master («Лави»).

Параллельно полётам изучается психология, коммуникация, методы преподавательской работы. Через 3 месяца после начала курса – 3 недели практики (т.н. «Шавуот hадраха»). В рамках практики будущий инструктор получает 2 курсантов лётной школы по своей специальности, находящихся на базовом этапе обучения («Ришони») и в течении 3 недель работает только с ними.

В последние годы важное место играет использование симуляторов (тренажёров) полётов. Лётная школа имеет симуляторы как М-346, так и T-6 Texan II («Эфрони») и широко использует их в учебном процессе, например на симуляторе М-346 выполняется около 5,000 «лётных» часов в год.

При преподавании теоретического материала практически полностью исчезли фронтальные уроки с использованием презентаций. Их место заняли планшетные компьютеры (Tablet computer) с учебным материалом. Курсанты изучают материал самостоятельно до начала урока, а сам урок посвящён разбору вопросов, возникших у курсантов. Проблема только в том, что сами инструктора по такой методике не учились, соответственно на курсе МАДРАТ их готовят к новой методике преподавания.

И последнее. Параллельно с преподавательской работой все инструктора продолжают оставаться боевыми лётчиками. В ВВС существует система должностей в экстренных ситуациях (hАЦАХ – «hацават Хирум), в рамках которой инструктора (а также лётчики – штабные офицеры и лётчики, находящиеся на учёбе) приписаны к тем или иным оперативным эскадрильям и в случае войны или крупных военных операций выполняют в их рамках боевые вылеты (в зависимости от длительности и характера войны или операции может быть принято решение о временном сворачивании преподавания, или же обе задачи выполняются параллельно). Для поддержания уровня лётчики hАЦАХ аналогично резервистам летают в оперативных эскадрильях регулярно, скажем день в неделю.







Ссылки:

  1. Учимся учить: взгляд на курс лётчиков-инструкторов, сайт ВВС, 10.08.17.

  2. Учится учить. Журнал ВВС 157 (258), 24.04.06.

  3. Интруктор инструкторов, журнал ВВС 210, 16.04.13.

Tags: Подготовка лётчиков
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments