oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Уничтожение тоннеля на границе с Газой, 30.10.17

30.10.17 около 13:00 АОИ взорвала участок тоннеля, ведущего с территории Сектора Газы в Израиль. Тоннель начинался в районе города Хан-Юнис (центральная часть Сектора), примерно в 1 км от границы, и шёл в направлении кубуца Кисуфим. Тоннель уже пересёк линию границы, углубившись на территорию Израиля на несколько десятков метров, но всё ещё находился в процессе строительства и не имел выхода на израильской территории. Указывается, что крайняя точка тоннеля находилась примерно в 200-300 м от одного из опорных пунктов АОИ в районе КПП Кисуфим и примерно в 2 км от одноимённого кубуца. Подрыв тоннеля был произведен на израильской территории и частично (на несколько метров) внутри Сектора.

Сектор Газа расположен на песчаных почвах, делающих прокладку тоннелей достаточно простой, даже с использованием самых примитивных инструментов. Боевики различных террористических организаций, в первую очередь ХАМАС, накопили уже около 30 лет опыта в этом вопросе. Различают 3 типа тоннелей:

  • Ударный или диверсионный («Минhара hеткефит») – строится из Газы в Израиль с целью проведения диверсий, терактов и захвата заложников;

  • Контрабандный («Минhерет hаврахот») – строится из Газы в Египет с целью контрабанды оружия, боеприпасов и различных гражданских товаров;

  • Тактический («Минhара Тактит») или оборонительный («Минhерет hаганатит») – строится внутри Сектора для обеспечения скрытого перемещения боевиков, их выхода в тыл войскам АОИ во время проведения операций в Газе, как убежища от бомбардировок и артобстрелов и т.п.



Уничтоженный тоннель относился к первому типу и был первым подобным тоннелем, строившийся боевиками организации «Исламский Джихад» (ИД). ИД – вторая по размеру  террористическая организация в Секторе Газы. По оценкам, имеет около 10,000 боевиков, разделённых на 3 бригады: Северную (Газа), Центральную (Хан-Юнис) и Южную (Рафиах). Штаб организации находится в Дамаске.

Вопросом тоннелей ИД заинтересовался после операции «Могучий утёс» лета 2014 г. и с тех пор вкладывает в эту область немалые средства, в счёт финансирования, получаемого из Ирана. Конкретно над этим тоннелем работали уже около года. ХАМАС, контролирующий Сектор после военного переворота 2007 г., безусловно знал о тоннеле и «дал добро» на его прокладку. ИД уже намекнул, что были планы использовать этот тоннель в операции по захвату заложников с целью последующего их обмена на террористов, заключённых в израильских тюрьмах. Однако, с учётом внутриполитической ситуации в Секторе, скорее всего эти планы не были немедленными и тоннель по окончанию строительства должен был «ждать своего часа».

АОИ обнаружила тоннель за несколько недель до подрыва и с тех пор отслеживала его. Среди прочего для того, чтобы заставить противника как можно дольше расходывать время и средства на уже обречённый тоннель. На момент подрыва, работы внутри тоннеля продолжались и как минимум 5 боевиков ИД (группа копателей-тоннелепроходцев) были засыпаны в восточном конце тоннеля, на территории Израиля. Немедленно после подрыва ИД и ХАМАС организовали спасательную операцию, однако закончилась она плачевно: в тоннеле погибли два старших полевых командира ИД: глава Центральной бригады Арафат Абу-Маршид, его заместитель Хасан Абу-Хаснин и ещё несколько боевиков. Погибли также два боевика «Батальонов Из а-Дин аль-Кассам» – военного крыла ХАМАС, Маруан Аль-Ара и Мисавах Свейр, один из них назван членом или даже командиром  морского спецназа организации (часть «hанухба» – элитных подразделений в составе «Батальонов»). Их участие в спасательной операции объясняют попыткой использовать аквалангистское оборудование в задымлёном и запылённом тоннеле.

«Спасатели» погибли в западной, не обрушившейся части тоннеля. Палестинцы поспешили обвинить АОИ в использовании химического оружия, но достаточно быстро прекратили эти заявления: стало ясно, что основная причина смерти была в отравлении угарным газом.

Пока палестинские источники сообщают, что погибли восемь человек и 13 были ранены. Согласно информации израильских военных погибли 9, ещё 5 числятся пропавшими без вести, таким образом в результате операции погибли до 14 боевиков.

P.S. 05.11.17 АОИ сообщила, что взорванный тоннель разрыт на израильской стороне забора и тела 5 пропавших без вести найдены, таким образом цифра 14 погибших является окончательной.

Интересен вопрос, как же был обнаружен тоннель. За последние 10 лет Израиль вложил около 1 млрд шекелей в технологии обнаружения и уничтожения тоннелей. На специальном полигоне инженерных войск АОИ были проверены десятки решений, предложенных компаниями и отдельными учёными, как из Израиля, так и из-за границы. Согласно ynet, тоннель был обнаружен сетью акустических и сейсмических датчиков, развёрнутых вдоль границы. Сами датчики не являются чем-то новым, прогресс был достигнут в вопросе обработки получаемых с датчиков данных.

В районе границы постоянно ездят джипы, БТР, бульдозеры и танки АОИ. В полях по обе стороны работают тракторы. По близлежащим дорогам ездят грузовики и другой автотранспорт. Всё это создаёт немало шумов и колебаний, что затрудняет выделение реальных сигналов, связанных с прокладкой тоннелей. И наоборот, нередко создаёт ситуацию «ложной тревоги». Новые алгоритмы и программное обеспечение на их основе, созданное одной из израильских фирм, позволило эффективно отсеивать помехи и выявить работы по рытью тоннелей.

В одной из передач радиостанции «Галей ЦАХАЛь» (31.10.17, около 09:15 утра) было сказано, что хотя с лета 2014 г. и был достигнут значительный прогресс в вопросе обнаружения тоннелей, Израиль всё ещё далёк от создания полноценного «подземного Железного купола». Обозреватели радиостанции связывают обнаружение тоннеля с тем, что боевики ИД попросту «сильно наследили» в ходе работ. Впрочем, одно другому не мешает: общая информация о прокладке тоннеля в том районе могла быть получена от разведки, точные координаты – техническими средствами.

01.11.17 со ссылкой на «высокопоставленного офицера ЮВО» все новостные сайты опубликовали следующую информацию. Год назад (по другим данным почти два года назад) в составе территориальной дивизии Газа, отвечающей за оборону границы Израиля с Сектором, была создана т.н. «Лаборатория» («Маабада», «Маабада Технологит»), она же «Мозг» («Моах»), – оперативный штаб по поиску ударных тоннелей, концентрирующий всю информацию по этому вопросу. В составе «Лаборатории» представители Инженерных войск, ВВС, МО, разведки, геологи, инженеры по различным вопросам, офицеры оперативного управления («Кциней Мивцаим»). «Лаборатория» картографирует границу с Сектором, отбрасывая районы где нет тоннелей и сосредотачивая усилия там, где есть подозрения на их наличие. В случае обнаружения тоннеля уточняются его координаты и собранная информация передаётся боевым подразделениям для его ликвидации.

По словам этого офицера, обнаружение тоннеля не было случайностью и связано именно с технологическими успехами в данной области. Уже сейчас АОИ способна обнаруживать тоннели на глубине в несколько десятков метров и эффективно подрывать их. И хотя по понятным причинам усилия сейчас сосредоточены на ударных тоннелях, в случае операции внутри Сектора многие разработанные возможности будут применены против тактических тоннелей, превратив их из убежищ в могилы для боевиков.

В настоящее время вдоль границы с Газой строится т.н. КАБА («Кир Бетон Индиктиви») – железобетонная стена, уходящая под землю на несколько десятков метров и оснащённая датчиками обнаружения тоннелей. Пока работы идут на северном участке границу, в районе Кисуфим КАБА ещё нет. По плану, КАБА будет завершена через 2 года, общая стоимость проекта составит 4 млрд шекелей. КАБА протянется от Керем Шалом на стыке границ Израиля, Египта и Газы, и до средиземноморского побережья и даже далее, в море, под волнолом в северо-западной части границы. Параллельно развиваются и другие технологии в этом вопросе. В итоге, по завершению работ по КАБА, угроза ударных тоннелей будет снята.


Подрыв тоннеля, вид со стороны границы с Газой.


Район прокладки и подрыва тоннеля.


Линия границы с Газой (красная линия) и строительство КАБА на территории Израиля.


Строительство КАБА на территории Израиля.


Общая схема нейтрализация тоннелей, не имеет отношения к событиям последних дней.

Ссылки:

  1. Публикации израильских новостных сайтов (israeldefense, ynet, nrg, walla, maariv, newsru, mignews) и передачи радиостанций «Решет Бет» и «Галей Цахаль» за 30-31.10.17 и 01-14.11.17.

  2. Обсуждение на Фреш.


Дата последнего обновления: 14.11.17.
Tags: Террор, Тоннели
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments