oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

БР MD 620, прототип «Иерихон-1»

Сайт israeldefense обратил внимание на видеоролик «Israel Banned Documentary», выложенный на youtube почти 3 года назад – 05.02.15. Речь идёт о документальном фильме «Israel's Bomb. A Radioactive Taboo.», снятым по заказу немецкого телеканала FireHorse Network. Среди прочего, на 28:21 минуте в ролике показана визуализация КАМАГ (Ядерный исследовательский центр в Димоне), а на 24:56 – испытания БР MD 620 во Франции в 60-е гг. В связи с этим, я хочу рассказать об этой ракете, ставшей прототипом первой израильской БР – «Иерихон-1».



В июле 1962 г. в египетской печати появились статьи об успешных испытаниях в этой стране собственной БР, а на военном параде Дня революции (23.07.62) на трейлерах были провезены макеты ракет нескольких типов. Вскоре израильская разведка получила информацию о группе немецких инженеров и техников, имевших опыт работы в ракетной программе гитлеровской Германии, переехавшей в Египет и занятой там в работах над БР на заводе номер 333.

Израиль предпринял ряд мер по срыву египетской ракетной программы (диверсии, угрозы немецким специалистам, давление через правительство ФРГ), но параллельно начал собственную ракетную программу. В сентябре 1962 г. МО Израиля (и лично Шимон Перес, в тот период занимавший должность заместителя министра обороны) обратилось к правительству Франции с вопросом разработки БР для АОИ. Получив разрешение, Израиль заказал у двух французских компаний (Dassault Aviation и Sud Aviation) исследование по возможности разработки БР со следующими характеристиками:

  • БЧ массой 750 кг;

  • дальность стрельбы 235-500 км;

  • способность работы в любых погодных условиях;

  • время реакции (время подготовки системы к первому пуску после получения приказа) – 2 часа;

  • темп стрельбы – 8 ракет в час со стационарной ПУ и 4 ракеты в час – с мобильной.



Надо сказать, на тот момент Израиль был одним из центральных деловых партнёров обеих компаний. У Sud Aviation были закуплены самолёты Vautour (в вариантах бомбардировщика, тяжёлого истребителя-бомбардировщика и ночного истребителя) и вертолёты Alouette II, у Dassault Aviation («Дассо») – истребители-бомбардировщики MD 450 Ouragan, MD 454 Mystere IV, Super Mystere и Mirage III. Для «Вотур» и «Супер Мистер» Израиль являлся единственным рынком сбыта вне Франции, «Ураган» и «Мистер IV» поставлялись только Израилю и Индии, а для «Мираж III» Израиль был первым зарубежным покупателем, по израильским запросам были созданы многоцелевая версия самолёта IIIС (в отличии от оригинального ракетного перехватчика IIIА), а впоследствии и «Мираж 5».

Ещё замечу, что отношения между Израилем и Францией в тот период были отличными и Париж был готов продать Иерусалиму буквально любое оружие, разве что кроме готовой ядерной бомбы. Но и не по дешёвке – цены на французскую продукцию были немалые, обычно значительно выше аналогичной американской продукции. Но США в тот период практически не продавали вооружения Израилю, кроме нескольких исключений.

Рассмотрев предложения обоих компаний, Израиль выбрал «Дассо». Та занималась разработкой ракет с 15.09.57, когда в Saint Cloud был открыт её ракетный отдел. 26.04.63 с «Дассо» был подписан контракт на сумму 100 млн долларов (огромные деньги в то время, эквивалент нескольким млрд сегодня; для сравнения, «Мираж III» стоил в то время 2 млн долларов). Интерес в проекте был взаимовыгодный: на израильские деньги французы без лишней огласки (причём под патронажем Комитета по вооружениям DMA кабинета министров) делали первую в своей практике БР с бортовым цифровым вычислителем, а Израиль получил современные ракетные технологии.

Контракт включал разработку ракеты и сопутствующего оборудования (ПУ, контрольно-испытательное оборудование и т.п.), производство 25 опытных ракет (5 одноступенчатых и 20 двухступенчатых), проведение испытаний и доводку ракеты. По завершении работ серийное производство должно было быть передано в Израиль. Для получения опыта, израильские специалисты участвовали в сборке ракеты во Франции. В Израиле работы по проекту получили название «Операция Иерихон» («Мивца Йерихо»), позже это название («Иерихон»/«Йерихо») получила и ракета (после начала работ над «Иерихон-2» ракета стала называться «Иерихон-1»). Во Франции разработка носила обозначение MD 620, от Marcel Dassault (Марсель Дассо, 1892-1986 гг.), создатель и руководитель компании «Дассо».

Несколько слов о Марселе. Родился в еврейской семье, оригинальная фамилия была Блох. После поражения Франции в 1940 г. был интернирован правительством Виши, отказался сотрудничать с нацистами, и в августе 1944 г. был отправлен в концлагерь Бухенвальд. Смог выжить, был освобождён из лагеря 11.04.45, вернулся к работе во Франции. В 1949 г. изменил фамилию на Блох-Дассо (Bloch-Dassault), а затем просто на Дассо (Dassault).  Новая фамилия связана с псевдонимом, которое во Французском сопротивлении использовал его старший брат, генерал французской армии Дариус Поль Блох (Darius Paul Bloch, 1882-1969 гг.), – «Chardasso» (от «char d’assaut» – штурмовой танк). По-видимому оба брата сменили фамилию одновременно, по совместной договорённости.

В 1950 г. Дассо перешёл в католицизм, тем не менее, до конца жизни был последовательным сторонником Израиля. Когда 03.06.67 президент Франции Шарль Де Голль ввёл частичное эмбарго на поставки оружия Израилю и далее, после 03.01.69, когда эмбарго стало тотальным (т.е. включило в себя и запчасти на ранее поставленную технику), благодаря усилиям Марселя компания практически полностью завершила свои обязательства по ранее заключённым контрактам. В Израиль были переданы как готовые ракеты MD 620, так и различное оборудование и документация для их производства. То же было и с другими проектами, например поставки в Израиль истребителей «Мираж 5» – «Дассо» передавало их разобранными под видом запчастей и далее нелегально, впоследствии они были собраны в Израиле, получив название «Нешер».

Вернёмся к MD 620. Ключевыми фигурами проекта считают Жана Руау (Jean Rouault) и Филиппа Амблара (Philippe Amblard). Проектирование ракеты и изготовление первых образцов продолжалось около 3 лет. «Дассо» выступало главным подрядчиком, ракеты производились на её заводе в Martignas-sur-Jalle с мая 1964 по январь 1969 г. В качестве субподрядчиков выступали:

  • Nord Aviation (при участии SEPR и Service des Poudres) – ракетные двигатели;

  • SAGEM – система наведения;

  • EMD – бортовой компьютер;

  • Podre de Saint Medard – топливо;

  • TRT – высотомер;

  • Aerazur и Hispano-Suiza –  ПУ и другое наземное оборудование.



Первый опытный запуск MD 620 состоялся 01.02.65 с французской военно-морской базы CERES (Центр опытов и исследований специального оружия), находящейся близ Тулузы на о. Южный Леван (Ile du Levant); в дальнейшем здесь проводились и все прочие испытания MD 620 во Франции. Только первая ступень ракеты была реальной, место второй занял макет. 23.12.65 состоялись испытания уже полноценной двухступенчатой ракеты (не удачно, проблемы в системе управления). 16.03.66 прошли первые успешные испытания двухступенчатой ракеты, достигнута дальность 450 км. Всего до осени 1968 г. было проведено 16 пусков (последний 30.09.68), 10 были расценены как полный успех, 3 как частичный успех, 3 были провальными.

Всего, по французским источникам, было построено 16 опытных (т.е. использованные в тех самых 16 испытаниях 1965-1968 гг.) и 4 предсерийные ракеты. Последние вместе с документацией и оборудованием были тайно вывезены «Моссад» при поддержке Марселя Дассо в Израиль. Встречается и большая цифра, например 12 или 14 вывезенных в Израиль ракет, но это превышает изначально заказанные 25 MD 620 (разве что после 1963 г. контракт был расширен). 02.05.69 «Дассо» и правительство Израиля подписали официальный меморандум о прекращении «Дассо» работ по проекту.

В Израиле доработка ракеты «Иерихон-1» (YA-1) продолжилась на заводе МАЛАМ из состава «Израильской Авиационной Промышленности» (IAI) в Беэр-Яаков. В работе участвовали также институт Вейцмана (система наведения) и «Рафаэль».

И если о работах во Франции известно благодаря публикациям компании «Дассо» от 1998 г., всё что касается Израиля известно плохо, а то что опубликовано – официально не подтверждено. Утверждается, что ракета начала производиться в 1970 или 1971 г., была принята на вооружение в конце 1971 г., достигла начальной боеготовности в 1973 или 1975 г. Серийное производство темпом 3-6 ракет в месяц продолжалось до 1980 г. Стоимость одной ракеты оценивается в 1-1.5 млн долларов, стоимость всей программы – около 1 млрд долларов до 1980 г. Надёжность ракеты оценивалась в 90%, т.е. 9 из 10 пусков должны были быть успешными. Число построенных «Иерихон-1» называется как 50-100 и даже как 150. Ракеты простояли на вооружении до конца 90-х гг., эксплуатировали их ВВС, на базе «Сдот Миха» (2-е авиакрыло, «Канаф-2»; известна также как «Захрия» и «Сдот hа-Элла»; Сдот Миха и Захрия – названия расположенных по-соседству мошавов).

Нередко в связи с «Иерихон-1» вспоминают попытку Израиля после войны 1973 г. получить у США MGM-31A Pershing (Pershing 1А). Эта ракета при стартовом весе 4,655 кг несёт 330-кг БЧ на дальность до 740 км, при этом КВО составляет всего 400 м. В частности, этим пытаются подтвердить, что в 1973 г. ракета «Иерихон-1» всё ещё была не боеготова. Однако, Израиль пытался купить ракету позднее, в 1975 г., да к тому же не первый раз: ранее вопрос о Pershing подымали в 1964-1965 и в 1968 гг. И если в 60-е гг. «Иерихон-1» действительно всё ещё не был готов, то попытка 1975 г. скорее связана с желанием расширить набор инструментов для борьбы с ЗРК противника. За счёт лучшей точности при использовании кассетной БЧ Pershing вполне мог использоваться для этих целей. Получив отказ, Израиль в том же 1975 г. купил тактические БР MGM-52 Lance («Менапец»).

Описание и ТТХ ракеты

Следует отметить, что все описания описания обсуждаемой БР относятся к MD 620. Нет сведений, были ли внесены в конструкцию серийной «Иерихон-1» изменения и если да, то какие.

Итак, речь идёт о двухступенчатой БР длиной 13.4 м и массой 6.5 т (или 6.7 т), с четырьмя дельтовидными стабилизаторами/рулями на второй ступени. Размах оперения – 1.55 м. Первая (стартовая) ступень ракеты короче и шире (в нижней части) второй (маршевой) ступени: длина 4.05 м и 5 м, диаметр 0.95 и 0.8 м, масса 1,950 и 4,100 кг соответственно. БЧ отделяющаяся, длиной 4.35 м. Масса БЧ сильно различается в различных источниках: 400, 450, 650 или 750 кг (например, с учётом указанной массы ступеней и всей ракеты получим 450 кг и 650 кг при весе ракеты в 6.5 т и 6.7 т соответственно). Есть и такой вариант: общая масса БЧ 650 кг, в т.ч. 450 кг ВВ. Дальность полёта 480 или 500 км. Во время полёта ракета развивала скорость 6,800 км/ч (около 6М) и достигала высоты 100 км. В одном из источников сказано что работа двигателя второй ступени прекращалась на высоте 6,150 м, а БЧ отделялась при скорости 8М.

Система наведения инерциальная, с управлением от бортового цифрового вычислителя (дигитальный компьютер), обеспечивает отклонение от точки прицеливания в 1/1000 дальности стрельбы. Таким образом, на 500 км отклонение составляет 500 м, т.е. КВО (круговое вероятное отклонение, CEP) – 1 км.

Обычно ракету называют твердотопливной и указывают, что её ТРД (твердотопливные ракетные двигатели) NA-804 и NA-805 были созданы фирмой Nord Aviation на базе NA-803, используемого на ракете VE111 Topaze в варианте VE111L. При этом NA-804 первой ступени практически идентичен NA-803, имеет 4 управляемых сопла. Двигатель NA-805 второй ступени имеет одно постоянное сопло, управление ступенью осуществлялось поворотом 4 аэродинамических рулей.

Однако, в других источниках указывается, что ТРД имела только первая ступень ракеты (стартовый ускоритель), вторая же была оснащена ЖРД (жидкостный ракетный двигатель)  Dassault N2O4/UDMH, на высококипящих (не криогенных) компонентах: окислитель тетраоксид диазота (N2O4) и топливо несимметричный диметилгидразин («гептил», UDMH).

С учётом массы БЧ и КВО обычно отмечается, что «Иерихон-1» малоэффективен с боеголовкой, содержащей обычные взрывчатые вещества. А посему, считают эксперты, ракета обязательно должна нести  ядерную (20 кТ) или химическую боеголовку. По моему мнению это не обязательно так: сдерживание может быть не только против начала войны как таковой, но и против отдельных действий в ходе уже идущей войны, например ракетный удар по столицам арабских стран в случае бомбардировок израильских городов. Можно вспомнить ракету Р-17 (SS-1C Scud-B): имея КВО 450 м на дальность 300 км и неся 985-кг БЧ, она среди прочего имела и конвенциональную БЧ и именно с ней широко использовалась в различных локальных конфликтах, в т.ч. и против израильских целей на Синае в ходе войны 1973 г.

Мобильная ПУ выполнена в виде прицепа, масса – 6.7 т. Есть утверждения, что «Иерихон-1» имел и дополнительные типы ПУ: шахтную (silo-based) и мобильную железнодорожную (railcar-based).











Ссылки:

  1. Видео: историческая запись испытаний ракеты MD 620, разработанной Францией для Израиля, israeldefense, 06.11.17.

  2. Ракеты «Иерихон», статья Википедии.

  3. MD 620 Jericho: origins, characteristics and performance.

  4. MD-620. Part of Jericho Family. Статья на сайте astronautix.com.

  5. MD 620. Статья на сайте fuseurop.univ-perp.fr.

  6. Производство ядерных БР «Иерихон» в Беер-Яаков, сайт «Армагедон».

  7. Jericho 1, missilethreat.csis.org.

  8. Немецкие учённые в Египте в 60-е гг., статья Википедии.

  9. MD 620, cyclowiki.org.

  10. Иерихон (ракета), cyclowiki.org.

  11. ПЕРВЫЙ «ГОРИЗОНТ» ИЗРАИЛЯ, astronaut.ru.

  12. Владимир Янкелевич: Израильский ракетный детектив, club.berkovich-zametki.

  13. Баллистические ракеты третьих стран, xliby.ru.

  14. Dassault (Франция), topgun.rin.ru.

  15. БР Иерихон (MD 620, Jericho-1, Jericho-2, Jericho-3), обсуждение на waronline.org.

Tags: Международное сотрудничество, Ракеты, Франция, ЯО
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 14 comments