oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Компания «Ашот Ашкелон»

Компания «Ашот Ашкелон Таасийот БААМ» (Ashot Ashkelon Industries Ltd, далее для краткости «Ашот») – израильская государственная компания, дочернее предприятие «Израильской Военной Промышленности» (IMI, «ТААС Маарахот»), расположено в городе Ашкелон на юго-западе Израиля. Специализируется на изготовлении изделий из металла, в т.ч. деталей и систем для авиационной промышленности, машин и бронетехники, включая изделия из сплавов вольфрама.


Один из цехов «Ашот Ашкелон».


История компании

История «Ашот» тесно связана с историей израильской автомобильной промышленности. В 1948 г., после провозглашения Независимости государства Израиль, американская компания «Форд» (Henry Ford Motor Company) заявила, что откроет в Израиле завод по сборке автомобилей её конструкции. Идея была с восторгом встречена правительством Израиля, однако арабские страны начали давление на «Форд» в рамках политики бойкота Израиля (см. приложение 1), угрожая полностью запретить продажу автомобилей «Форд» во всех арабских странах. «Форд» сдался и отменил свои планы.

Правительство Израиля начало поиск альтернатив, но большинство автомобильных корпораций мира отказались сотрудничать в этом вопросе. В тот период английский бизнесмен Маркус Зив (Marcus Sieff) познакомил израильского бизнесмена Эфраима Илина (см. приложение 2) с Хикманом Прайсом (Hickman Price), в 1945-1952 гг. занимавший должность вице-президента и директора молодой американской автомобильной компании «Кайзер-Фрейзер» (Kaiser-Frazer Corporation). Компания была создана в 1945 г. специалистом автомобилестроения Джозефом Фрейзером (Joseph W. Frazer) и бизнесменом Генри Кайзером (Henry J. Kaiser).

Хикманом Прайс среди прочего занимался созданием сборочных заводов «Кайзер-Фрейзер» в других странах. К тому времени уже был создан такой завод в Голландии и на очереди был завод в Греции. В конце 1950 г. Илин уговорил Прайса изменить план и вместо Греции открыть завод в Израиле. Стоимость проекта была 2.5 млн долларов, из них «Кайзер-Фрейзер» вкладывала 0.5 млн, а Илин – 2 млн.

Создание завода заняло всего около полугода, уже в июне 1951 г. было начато производство. Первоначально компания называлась «Кайзер-Фрейзер ле-Исраэль», с 1954 г. – «Кайзер-Илин Таасийот», далее «Алеф. Илин Таасийот». В 1967 г. компания  начала испытывать финансовые трудности и в 1969 г. была продана другому израильскому производителю автомашин – фирме «Отокарс». За годы существования «Кайзер-Илин» произвела около 56,000 машин 28-и разных моделей (в некрологе на сайте ynet от 19.09.10, опубликованном через два дня после смерти Илина, указывается цифра «более 100,000 машин»). Стоит отметить, что на пике активности в компании работало 2,000 работников. Треть машин шла на экспорт, причём на 1956 г. 28% от всего израильского промышленного экспорта пришлось на продукцию «Кайзер-Илин Таасийот». Подробнее о компании можно прочесть в статье Ури Лейзина «Кайзер-Илин Таасийот».

Офисы «Кайзер-Илин Таасийот» располагались в Тель-Авиве, сборочный завод – в Нешер (пригород Хайфы). В 1960 г. в Ашкелоне был открыт второй завод, для производства различных агрегатов и деталей для сборочного завода. В 1967 г. (за несколько недель до Шестидневной войны) правительство Израиля выкупило завод в Ашкелоне и присоединила его к IMI, а в 1970 г. завод был превращён в государственную компанию «Ашот Ашкелон Таасийот» под управлением IMI. Слово «Ашот» на иврите – множественное число от «Эшет», «металлический слиток», «отливка», т.е. слово связанное со специализацией завода – металлообработкой.

Первоначально планировалось включить «Ашот» в производство машин для армии, но в 1971 г. МО по разным причинам отменило проект. Тогда было решено, что фирма будет специализироваться в 4 областях:

  • экспорт;

  • гражданское производство;

  • разработка и производство агрегатов для автомобилей разных типов;

  • развитие связей с IMI и производство комплектующих в её интересах.



Начиная с 1972 г. «Ашот» становится прибыльным. Получены заказы на детали автомобилей из-за границы и начаты поставки на экспорт. Для IMI производились детали из специальных сплавов, ранее заказываемые за границей.

В 70-х гг. «Ашот» начинает производство элементов силовых систем танков и сердечники для бронебойно-подкалиберных снарядов. Последние разрабатывались на заводе с 1971 г. (во взаимодействии с центральной лабораторией IMI). После Войны Судного дня и до 1979 г. производство подобных боеприпасов увеличилось в 30 раз, часть продукции направлялась на экспорт.

Экспорт продукции «Ашот» удвоился с середины и до конца 70-х гг. и составил 15 млн долларов (в т.ч. 7 млн гражданской продукции и 8 млн военной). Росло и число работников: если в 1967 г. оно составляло 80 человек, то в 1974 г. достигло 400, а в 1979 г. – 800 и продолжало расти. Если в 1974 г. объём продаж завода составлял 45 млн израильских фунтов, то в 1978 г. он достиг 360 млн, а в 1979 г. – уже около 1 млрд.

Для усиления позиций на рынке гражданской продукции в конце 70-х гг. у концерна «Кур» была куплена фирма «Маноэй Рамле» («Двигатели Рамле») и создан филиал «Эрез» о производству электродвигателей.

В 80-е гг. «Ашот» становится единственным поставщиком МО бортовых редукторов и элементов подвески танка «Меркава», а в дальнейшем разработал и начал производство трансмиссии для этих танков (используется на «Мекава» начиная с модели Мк2).

В 1988 г. был разработан т.н. «парящий трактор» для нужд сельского хозяйства. Он имел сильно разнесённые в сторону колёса, кабина, двигатель и все прочие механизмы крепились к платформе, расположенной высоко над землёй. Это позволяло выполнять различные работы, нанося минимальный ущерб земле и посевам.

В 80-е гг. фирма также начинает производство деталей и систем для авиационной промышленности. Например, в 1982 г. началось производство балансировочных грузов для авиации из вольфрамовых сплавов, в 1992 г. – валов для реактивных двигателей (заказчикам поставлено более 30,000 таких валов), а в 1995 г. – энергетических приводов рулевых систем.

Был заключён долгосрочный контракт с Boeing  на поставку сервоприводов закрылок самолётов Boeing 747 (действовал до 1996 г.). По другим данным контракт включал Boeing 747 и Boeing 757 и был подписан в 1990 г. А в 1992 г. был заключён контракт с Allison Engine Company (в то время часть General Motors) на поставку деталей для 20 различных типов двигателей. Контракт был рассчитан на 20 лет, объём продаж в его рамках должен был составить 100-140 млн долларов.

На конец 80-х гг. на заводе работало около 600 человек, годовые продажи составляли около 55 млн долларов в год.

В 1990 г. «Ашот» становится дочерней компанией IMI, а с 1992 г. акции фирмы продаются на Тель-авивской фондовой бирже (на сегодняшний день 15.02% акций находятся в руках частных владельцев, 84.98% остаются у IMI). В начале прошлого десятилетия компания испытывала финансовые трудности, но смогла снова стать прибыльной.

В 2007 г. «Ашот» выиграл долгосрочный тендер МО на производство трансмиссий и элементов подвески для танка «Меркава-4» и тяжёлого БТР «Намер».

В октябре 2011 г. «Ашот» купила американскую фирму Reliance Gear Corp (существует с 1965 г.) с похожей специализацией. Reliance стало дочерним предприятием «Ашот» в США, служит региональной базой в Северной Америке для развития сотрудничества и поставок продукции коммерческим и оборонным клиентам.

В 2005 г. были намерения приватизировать «Ашот», но тогда они были отменены. В 2013 г. вновь заговорили о приватизации компании, как часть общих планов денационализации IMI.

На 2015 г. на заводе трудились 560 работников. Продажи на 2016 г. составляли 343 млн шекелей, прибыль – 3.5 млн, чистая прибыль – 1.24 млн. За первые 9 месяцев 2017 г. «Ашот» поставил МО Израиля продукции на 164 млн шекелей, а 27.11.17 было опубликовано о заключении ещё одного контракта с МО – поставка запчастей для трансмиссий на 2018-2019 гг. на сумму 1.3 млн шекелей.

Продукция компании

На сегодняшний день «Ашот» выпускает различную продукцию военного и гражданского назначения. Уровень качества соответствует стандартам ISO 9001:2008, NATO, US TACOM QSL, AS9100:D, IDF Q.C., Mil-Q-9858 и NADCAP (National Aerospace and Defense Contractors Accreditation Program). Лаборатории предприятия оснащены новейшим оборудованием для контроля за качеством, таким как ICP-спектроскоп (Inductively coupled plasma, т.е. индуктивно-связанная плазма), сканирующий электронный микроскоп и др. Качество продукции «Ашот» одобрена всеми крупнейшими военными предприятиями Израиля (IAI, IMI, «Рафаэль» и «Эльбит Маарахот») и многими американскими и европейскими фирмами.

Все производственные и специальные процессы выполняются компанией собственными силами. Эти возможности включают в себя: механическую обработку (токарную, фрезерную, режущую, шлифовальную), термическую и поверхностную обработку, сборку, испытательные стенды для окончательной проверки и тестирования готовых изделий. «Ашот» располагает более чем 300 автоматизированными обрабатывающими центрами производства Pfauter-Gleason, Mazak, Studer, Cincinnati, WFL, Hitachi Seiki и TBT, часть – по спецзаказам «Ашот».

Продукция завода используется в военной, автомобильной и авиационной промышленности, а также при изготовлении генераторов ветряных электростанций. Одна из специализаций предприятия – изготовление изделий на основе сплавов вольфрама (вольфрам-никель-железо, вольфрам-никель-медь и специальные сплавы по индивидуальным требованиям заказчика), на основе технологий холодного изостатического прессования и различных методов спекания вольфрамового порошка, с последующей деформацией,  термообработкой и механической (станочной) обработкой.

Из вольфрамовых сплавов изготавливают балансировочные грузы для авиации, РЛС и различных приборов, сердечники (Armor Piercing Penetrators) для бронебойно-подкалиберных снарядов, готовые осколки (Fragmentation Parts) для осколочных и осколочно-фугасных снарядов, демпферы вертолётных роторов, компоненты гироскопов, основания авиационных антенн, экраны для защиты от радиации, держатели для инструментов (Tool holders) и нефтегазовые лайнеры (Oil & gas liners).

Как уже было сказано выше, военной производство – одно из основных на «Ашот». Выше уже упоминались сердечники для бронебойно-подкалиберных снарядов и  готовые осколки. Кроме того, завод производит:

  • Трансмиссии. С начала 80-х гг. началось производство автоматических гидромеханических трансмиссий собственной разработки, используемых на танках «Меркава» Мк.2 и Мк.3 (на Мк.1 стояла полуавтоматическая гидромеханическая трансмиссия Allison Transmission CD850-6BX). Для Мк.4 производится по лицензии гидромеханическая автоматическая трансмиссия RK 325 немецкой фирмы Renk, но производство собственных трансмиссий продолжается для тяжёлых БТР «Намер».

  • Модернизация трансмиссий семейства Allison CD-850 для работы с двигателями мощностью 900-1000 л.с. в рамках программ модернизации танков, в основном семейства М60 (такие как израильские «Магах-7» и «Сабра»).

  • Бортовые редукторы. Для всех моделей «Меркава» и БТР «Намер» завод производит бортовые редукторы (Final drives), кроме того, производятся или могут быть выпущены под заказ редукторы для М1 «Абрамс», М60 (включая модернизированные), «Центурион», БРЭМ М88, инженерной машины M9 ACE, САУ М107, М109, М110, БТР М113. Разработаны программы модернизации существующих редукторов М60, М48, «Центурион».

  • Коробки передач. Производятся бортовые редукторы, сцепления, коробки отбора мощности (PTO – Power Take Off), коробки передач (transfer cases), зубчатые муфты (tooth couplings) и другие элементы трансмиссий и движителей (power distribution systems) для танков и БТР разных типов, гусеничных тракторов и тяжёлых грузовиков.

  • Элементы подвески (Suspension systems and sub systems). Выпускается практически полный набор элементов для подвески гусеничной и тяжёлой колёсной техники, в т.ч. линейные и роторные (лопастные) амортизаторы (демпферы) (Linear and Rotary Shock absorbers), балансиры (Road arms, Suspension arms), опорные катки (Road wheels), траки гусеницы (Tracks), пружины подвески (Suspension springs), ленивцы (направляющие колёса) и механизмы натяжения гусеницы (Tension mechanism). Например на танках «Меркава» и БТР «Намер» все элементы подвески кроме траков гусеницы и катков (опорных, поддерживающих, направляющих колёс) изготавливаются компанией «Ашот».



На втором месте после военного производства стоит производство продукции для нужд авиационной промышленности. Системы и детали «Ашот» используется на более чем 20 типах самолётов, причём большинство производимых элементов в данной области определены как «продукты безопасности полётов» (flight safety products), т.е. поломки в них могут привести к крушению ЛА.

Продукция «Ашот» в авиационной  сфере относится к 6 категориям:

  • Длинные и короткие валы для турбовентиляторных и турбовинтовых двигателей.

  • Энергетические приводы рулевых систем самолёта (HLS, High Lift Systems,  универсальные соединения, трансмиссии и коробки передач, валы и удлинительные соединения). Например универсальные соединения (universal joint, U-joint) – это соединительные муфты, обеспечивающие передачу вращательного движения между 2 валами.

  • Компоненты стоек шасси (Landing gears).

  • Электромеханические системы.

  • Редукторы и трансмиссии.

  • Балансировочные грузы из вольфрамовых сплавов.



«Ашот» поставляет различные продукты для нужд автомобильной промышленности со специализацией на грузовых машинах и внедорожниках. По требованию заказчика может быть осуществлено проектирование или модернизация тех или иных автомобильных агрегатов. Выпускаются автоматические трансмиссии (Automatic transmissions), различные коробки передач и коробки отбора и передачи мощности (Mass transit gearboxes, Hydraulic and mechanical PTOs, Reduction box, Transfer box, Gear assemblies),  планетарные механизмы, независимые приводы сцепления (Clutch independent drives), валы и оси (Transmission range shaft, Drive axles), ведущие мосты и масляные насосы.

В последние годы «Ашот» активно действует на рынке «зелёной энергии», т.е. производства ветряных электростанций, стараясь сотрудничать с производителями ветряных турбин и редукторов для них, предлагая для этой области шестерёнки (gears), редукторы (gearboxes) и трансмиссии (transmissions). В частности для этой области специалисты завода разработали и запатентовали механизм Pitch Latch Break (PLB), позволяющий предотвращать поломки в существующих системах привода ветряных электростанций (pitch drive systems).


Продукция «Ашот» на танке «Меркава».

Приложение 1. Арабский бойкот («hа-Херем hа-Арави»).

Попытки бойкота арабами еврейских бизнессов в Эрец-Исраэль (Палестине) начались ещё в 1921 г., впрочем не слишком успешно. В 1945 г. решение о бойкоте приняла уже Лига арабских государств, а в 1951 г. была создана целая система бойкота со штабом в Дамаске, включавшая 3 уровня: первичный – бойкот израильских компаний; вторичный – бойкот компаний, имеющих отношения с израильскими компаниями или израильскими государственными структурами; третичный – бойкот компаний, имеющих отношения с компаниями, попадающими под вторичное эмбарго.

В 1977 г. в США был принят закон, запрещающий американским компаниям участвовать в бойкоте других стран, если только речь не идёт о бойкоте, объявленном самими США. Для контроля над выполнением данного закона в Министерстве торговли США был создан Office of Antiboycott Compliance. Направлен закон был в первую очередь на защиту Израиля.

В рамках мирных соглашений или договоров Египет (1979 г.), палестинцы (1993 г.) и Иордания (1994 г.) прекратили своё участие в бойкоте. В 1994 г. бойкот перестал поддерживать и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.

Третичный бойкот из-за технических трудностей практически никогда не соблюдался. Вторичный (действовавшее с 1945 г.) соблюдался частично. На сегодняшний день первичный бойкот всё ещё поддерживают ряд арабских стран, наиболее рьяно – Сирией, Ливаном и Ираном (последний не является арабской страной), эти же три страны единственные, кто продолжает частично соблюдать вторичный бойкот.

Приложение 2. Эфраим Илин.

Эфраим Илин (Ильин, 1912-2010) родился в Российской империи, в городе Харькове (сейчас – Украина). Его отец был промышленником, одним из глав еврейской общины Харькова. Семья придерживалась еврейских традиций, поддерживали идеи сионизма. Дома говорили на иврите, с шести лет Эфраим учился в школе «Тарбут», которую создал его отец. В 1924 г. семья репатриировалась в Эрец-Исраэль и поселилась в Нес-Ционе, где глава семейства купил цитрусовую плантацию. Эфраим учился в ивритской гимназии «Герцлия» в Тель-Авиве, а затем в гимназии в Ришон-Ле-Ционе. Был активистом Бейтар и ревизионистского движения, участвовал в местной самообороне.

В 1929-1932 гг. учился в университете города Льеж, Бельгия, получил первую степень по экономике и торговле. Многократно встречался с Владимиром (Зеевом) Жаботинским. В 1932 г. вернулся в Эрец-Исраэль, занимался торговлей цитрусовыми, параллельно был директором компании Colonization and settlement.

С 1938 г. – член Национальной военной организации (ЭЦЕЛь). Напрямую подчинялся командиру организации Давиду Разиэлю и члену штаба Аврааму Штерну (Яиру). Однако, 19.05.39 Разиэль был арестован и Илина заподозрили в предательстве. И хотя каких-нибудь прямых доказательств против него не было, официально он был оправдан в 1960 г. (внутренняя следственная комиссия партии «Херут», предшественник нынешней «Ликуд»). Но даже после этого отдельные ветераны ЭЦЕЛь продолжали подозревать Илина.

Во время Второй Мировой войны Илин хотел призваться в британскую армию и даже пройти офицерский курс, но попал в тяжёлую автомобильную аварию и так и не был мобилизован. Занимался торговлей текстилем, включая с британскими властями, параллельно продолжал сотрудничество с ЭЦЕЛь, но отказывался сотрудничать с ЛЕХИ (отколовшийся от ЭЦЕЛь в 1940 г.). Утверждается, что в зимой 1943/1944 гг. ЛЕХИ даже организовали покушение на него, впрочем оно сорвалось. В 1944 г. Илин был арестован британцами по-подозрению в хищении текстиля и сидел несколько месяцев в лагере заключения Латрун.

После войны Илин уехал в Милан, Италия, где в 1945-1947 гг. занимался торговлей хлопком и разбогател, уже на 1946 г. став долларовым миллионером. Во время войны за Независимость он оставался в Европе и параллельно своему бизнесу помогал в контрабанде оружия в Эрец-Исраэль, а затем и в Израиль. Точная его роль в этом вопросе спорная – по одним данным он купил и снарядил 4 торговых суда для перевозки оружия, включая знаменитую «Нору», прибывшую в тель-авивский порт 01.04.48, по другим служил лишь посредником и закупал груз прикрытия (мешки с овощами) для маскировки оружия, к тому же овощи потом продавались, принося прямую прибыль Илину. Ещё один вопрос, связанный с Италией, – закупка катеров-торпед и мобилизация инструктора по работе с ними. Илин приписывает себе важную роль в данном вопросе, по другим данным его роль свелась к предоставлению ссуды в несколько тысяч долларов на цели начать процесс закупки.

В середине 1948 г. Илин переезжает в Югославию и становится экономическим советником правительства. Когда в сентябре 1948 г. Израиль закупил в Чехословакии партию подержанных британских истребителей «Спитфайр» (Supermarine Spitfire), они выполняли перелёт в Израиль с промежуточной посадкой в Югославии. И вновь, есть утверждение, что Илин помогал в организации разрешения на посадку, но нет однозначных доказательств, что это правда. В 1949 г. Илин помогает в организации репатриации евреев Румынии (и этот вопрос сомнению не подвергается).

В 1950 г. начинается создание «Кайзер-Илин», вопрос рассмотренный в основной статье.

Начиная с 50-х гг. активно занимается вопросами искусства и меценатской деятельностью, например в 1955 г. – один из основателей симфонического оркестра в Хайфе, в 1990 г. основатель и спонсор оркестра «Иерусалимская Камерата» и др. В 2002 г. пожертвовал основную часть своей художественной коллекции Беэр-Шевскому университету.

Скончался в возрасте 98 лет, похоронен в Реховоте.

Ссылки:

  1. Йосеф Эврон «hа-Таасия hа-Битханийот бэ-Исраэль» («Военная промышленность в Израиле», 1980 г.), стр. 295-296.

  2. Йосеф Эврон «Маген у-Ромах. Сипура шель hа-Таасия hа-Цваит бэ-Исраэль» («Щит и копьё. История Израильской Военной Промышленности», 1992 г.), стр. 243-246.

  3. Сайт компании «Ашот Ашкелон».

  4. Статья «Ашот Ашкелон» на Википедии.

  5. Страница «Ашот Ашкелон» на сайте Тель-Авивской биржи.

  6. «Ашот» поставит МО трансмиссии на сумму 1.3 млн шекелей, israeldefense, 27.11.17.

Tags: Военпром, Персоналии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 21 comments