oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

ВВС проводят программу привлечения большего количества женщин на лётный курс

На следующей неделе завершится 175-й лётный курс ВВС АОИ. В преддверии этого события в израильской прессе публикуют большое количество статей, связанных с курсом. Один из вопросов, поднятых в этих статьях, – программа ВВС по привлечению большего количества женщин на лётный курс.



В 40-е-60-е гг. несколько женщин служили в ВВС Израиля как лётчики транспортных или лёгких самолётов.

  • Рахель Марковский-Ландау (1910-2011) – закончила гражданский лётный курс компании «Авирон» на аэродроме Лод в 1940 г., получив лётное удостоверение номер 66 Британской подмандатной Палестины. Во время Войны за Независимость выполняла полёты на лёгких самолётах, в основном по снабжению поселений или перегонке самолётов, но также участвовала в одном бомбардировочном вылете (как бомбардир). Прекратила летать в конце 60-х гг.

  • Захара Лавьятов (1927-1948) – закончила гражданский лётный курс в Калифорнии, США, в июне 1948 г. Участвовала в транспортных вылетах по снабжению поселений Негева и Иерусалима. 03.08.48 возвращалась из отпуска из Иерусалима в Тель-Авив, самолёт пилотировал Эмануэль Ротштейн. Из-за технической поломки произошла авиакатастрофа, Захара и Эмануэль погибли.

  • Яэль Ром (Финкильштейн, 1932-2006) – закончила 5-й лётный курс ВВС в 1952 г. Служила на транспортных самолётах, в основном на «Дакоте», набрав 1,500 лётных часов. После окончания сверхсрочной службы (1954 г.) продолжила полёты в резерве до 1962 г. Участвовала в войне 1956 г. как второй пилот «Дакоты», среди прочего в высадке десанта в Митле 29.10.56 и десанта в И-Тур 03.11.56. В 1957-1960 гг. работала пилотом в авиакомпании «Аркия».

  • Рина Левинсон-Адлер (р. 1928) – закончила гражданский лётный курс в США в 1946 г. В 1951 г., после завершения учёбы как инженер по аэродинамике, вернулась в Израиль и в 1951 г. поступила на лётный курс ВВС вместе с Яэль Ром и Рут Букбиндер. Курс не закончила, но благодаря гражданскому лётному удостоверению стала лётчиком ВВС на лёгких самолётах. Среди прочего, участвовала в войне 1956 г. На 1998 г. всё ещё летала как гражданский пилот-инструктор.

  • Рут Букбиндер – служила как пилот лёгких самолётов в 50-е гг.



Собственно на лётный курс ВВС женщин принимали дважды: в 1951-1953 гг. и ещё два года в 70-х. Отсев был очень высок, так в 70-е ни одна из кандидаток лётчицей так и не стала. В результате эксперимент был признан провальным и приём женщин на лётный курс ВВС прекратился.

Новый поворот произошёл в 1995 г. Элис Милер (р. 1972), родившаяся в ЮАР и репатриировавшая в Израиль в возрасте 6 лет, мечтала стать астронавтом. После окончания школы поступила на учёбу аэродинамики в Технион (в рамках академического резерва), параллельно закончил гражданский лётный курс. За год до призыва подала просьбу о поступлении на лётный курс, но получила отказ. Причина: должность лётчика определена как боевая, а женщин на боевые должности не берут. Не помогло и опротестование отказа и встреча с командующим ВВС.

И тогда в 1994 г. Милер обратилась в Высший суд справедливости (БАГАЦ). Решение было вынесено 08.11.95. БАГАЦ поддержал Милер и как результат Лётный курс ВВС, а затем и многие другие боевые должности АОИ, открылись для женщин-добровольцев. Сама Милер не прошла проверки Лётной школы. Служила офицером ВВС, последняя должность – командир отдела корпуса и производства («Гаф Мивне вэ-Йецур») в звании майор на базе Сде Дов. Параллельно службе училась на 2-ю степень по бизнес-менеджменту в Тель-Авивском университете (закончила в 2006 г.). После демобилизации занималась бизнесом, главным образом в компаниях, связанных с экологическими вопросами и туризмом. В 2015 г. зажгла факел на горе Герцль в рамках церемонии празднования 67-й годовщины Независимости Израиля.

Первая женщина завершила лётный курс в декабре 1998 г. – Сари Рахат из Раананы. Стала штурманом F-16 в составе 109-й эскадрильи на базе Рамат-Давид. В июне 2001 г. Рони Цукерман из кибуца Лохамей а-Гетаот закончила курс по самой престижной специальности – лётчик боевых самолётов. Всего до декабря 2014 г. через лётный курс прошли около 400 женщин, лишь 37 из них закончили, в т.ч. 4 как лётчики боевых самолётов. На декабрь 2017 г. это число выросло до 48, ещё одна, 49-я, добавится на следующей неделе, на церемонии окончания 175-го курса.

Столь малое число выпускников беспокоит командование ВВС. Среди прочего, обращается внимание на тот факт, что женщины-призывники не обязаны проходить проверки на лётный курс, в отличии от призывников-мужчин. В любом случае, ВВС предпринимают усилия по исправлению ситуации. ВВС не планируют проводить разъяснительную работу о лётном курсе среди школьниц, но вводят ряд мер, призванных повысить мотивацию женщин пройти проверки и принять участие в лётном курсе. Меры эти были выработаны среди прочего после проведения специальной конференции с участием женщин-пилотов ВВС (все выпускницы были приглашены на данную встречу, но лишь часть согласилась участвовать, поскольку остальные видят в себе обычных пилотов и не хотят каким-либо образом подчёркивать то, что они женщины).

Первая мера – обещание в случае прекращения участия в курсе, направлять провалившихся женщин на серьёзные и интересные оперативные и технологические должности в составе ВВС. Дело в том, что мужчин, отчисленные с курса в первый год, с радостью принимают на боевые должности в различных полевых подразделениях АОИ, в первую очередь в спецподразделениях. Женщины же, не обязанные служить на боевых должностях, и к тому же имеющих на тот момент малый остаточный срок службы (обычно 1-1.5 лет) направлялись в аналогичной ситуации на гораздо менее интересные и важные должности.

Вторая мера – усилия по продвижению по службе лётчиц. Приводятся примеры: доктор полковник Ифъат Эрлих, Главный врач ВВС (лётчиком она не была, но являлась борт-врачом в эвакуационно-спасательном подразделении ВВС 669); три женщины, ставшие заместителями командиров эскадрилий, в т.ч. майор А., недавно ставшая первой в ВВС заместителем командира эскадрильи боевых самолётов (две другие – замкомэсков БПЛА и транспортных самолётов, последняя в настоящее время принимает участие в курсе командиров эскадрилий и станет первой женщиной-комэском лётной эскадрильи ВВС).

Кстати, по-поводу сравнения женщин-пилотов ВВС приводят два важных факта, демонстрирующих что вложение в лётчиц не уступает вложению в лётчиков. Во-первых, после начала курса процент женщин, успешно оканчивающих курс, почти не отличается от такового у мужчин. Во-вторых, процент женщин, прекращающих полёты после 30 лет из-за беременности или по семейным обстоятельствам очень низок и практически равен таковому проценту у мужчин.





Ссылки:

  1. ВВС пытаются мобилизовать больше женщин-кандидатов на лётный курс, israeldefense, 20.12.17.

  2. ВВС хотят женщин-пилотов: изменяют систему отбора для привлечения большего количества женщин, ynet, 20.12.17.

  3. ВВС рассказывают: 5% закончат лётный курс, среди них только одна женщина, maariv, 20.12.17.

  4. Хотим больше женщин: отчисленные с курса получат престижные должности, nrg, 20.12.17.

  5. Взлетают в небеса: лётчицы ВВС ставят новую цель, walla, 20.12.17.

  6. ЦАХАЛ приступил к реализации программы по привлечению девушек на летные курсы, newsru, 20.12.17.

Tags: Подготовка лётчиков
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Открыта Школа коммандос АОИ

    31.12.17 НГШ (уже бывший) Гади Айзенкот утвердил создание Школы коммандос («Бейт hа-Сефер ле-Командо»). Я подробно рассказывал об этом,…

  • Книга «Луна над Суэцем»

    В своё время я публиковал обзор книг о Войне на Истощение (1967-1970 гг.). В широком смысле под Войной на Истощение понимается весь период с июля…

  • «Марш возвращения», итоги дня 19.07.19

    19.07.19 – 68-я пятница с момента начала (30.03.18) массовых беспорядков на границе с Газой, т.н. «Маршей возвращения». За эти…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments