oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Текущая ситуация в вопросе строительства нового спутника связи

Вчера, 25.12.17, состоялось заседание подкомитета по вопросам Космоса из состава комитета Кнессета по Науке и технологии. Тема заседания была «Спутники связи в Израиле – текущий статус» и являлась прямым продолжением аналогичного заседания, проведенного несколькими месяцами ранее. О данном вопросе я уже писал, см. статьи:



После взрыва во время тестирования ракеты-носителя Falcon 9 (01.09.16) и потере вместе с ней израильского спутника связи «Амос-6» (должен был быть запущен 03.09.16), Министерство науки и технологии Израиля создало общественную комиссию, призванную оценить будущее спутников связи в нашей стране. Выводы комиссии:

  • Спутники связи являются вопросом национального значения;

  • Производитель и оператор этих спутников должны быть израильскими;

  • В настоящее время не существует дополнительных спутников связи, разрабатываемых «Израильской Авиационной Промышленностью» (IAI), данная область находится в реальной опасности и затрагивает всю коммуникационную деятельность в Израиле;

  • Текущая ситуация: «Амос-3» и «Амос-4» будут работать до 2025 и 2028 гг. соответственно; работающий «Амос-7» является арендованным иностранным спутником, а через два года должен быть запущен «Амос-17», заказанный у компании «Боинг» (за запуск отвечает компания SpaceX, т.е. та же, что готовила к запуску «Амос-6»);

  • Вопрос финансирования строительства «Амос-8» на IAI находится на продвинутой стадии: уже достигнуто согласие с минфином о финансировании спутника министерствами правительства, камнем преткновения остаётся вопрос кто получит страховую премию за «Амос-6»; «Амос-8» должен быть выведен на орбиту через 4 года для замены «Амос-7»; решение правительства по данному вопросу должно быть принято в ближайшее время;

  • С момента окончания работы комиссии прошло уже много времени, а решение ещё не принято; необходимо найти компромисс по вопросу страховой премии за «Амос-6».


Из дискуссии в подкомиссии следует, что минфин знает, что постройка «Амос-8» отстаёт от графика и вопрос о его финансировании будет передан на обсуждение правительства 11.01.18, вместе с обсуждением проекта бюджета на 2019 г. и изменениями бюджета на 2018 г. Но 11.01.18 – только начало обсуждения, а значит в лучшем случае решение будет принято в марте. Альтернатива – отдельное внесение изменений в бюджет 2018 г., т.е. финансирование спутника в рамках других статей бюджета, но и на это требуется решение правительства.

Профессор Ицхак (Ицик) Бен-Исраэль, председатель Израильского космического агентства, сообщил, что по данным, полученным от IAI, планируемого бюджета должно быть достаточно. Однако договора с IAI и компанией-оператором спутников «Халяль Тикшорет» (Spacecom, Space Communication) всё ещё нет. По мнению Бен-Исраэля, надо начинать работать и про необходимости добавить деньги из министерств науки, финансов и обороны. Как рекомендовано комиссией, надо объявить спутники связи вопросом национального приоритета и обеспечить строительство одного спутника каждые 4 года. Небольшие задержки или дополнительный бюджет в 10 млн шекелей – вопрос второстепенный.

Со словами Бен-Исраэля полностью согласен и Председатель Научного комитета Кнессета Ури Маклев. По его мнению, нельзя сводить всё к чисто экономическому вопросу. Также он отметил опасность отъезда за рубеж ведущих кадров, связанных со строительством спутников связи.

Янон Бен-Цур, представитель канцелярии премьер-министра, сообщил, что вопрос может быть выставлен на заседание правительства только после утверждения всех его финансовых аспектов. Работа идёт, регулярно возникают новые проблемы, но их решают. Вскоре будет готово окончательное решение.

Офер Дорон, директор завода «МАБАТ Хальяль» (Mabat Space) из состава IAI, сказал, что в 2017 г. IAI вложила в вопрос немало собственных средств, но процесс движется медленно и это, в свою очередь, увеличивает цену. Например, больших денег стоит лизинг «Амос-7». Также дорого обходится содержание команды разработчиков спутников связи. Значительное количество инженеров, включая высокопоставленных, уже покинули проект из-за неопределённости. Иностранные компании дышат в спину IAI, надеясь полностью захватить данный рынок.

Дэвид Поллак, президент и гендиректор «Халяль Тикшорет», рассказал подкомитету, что процесс проходит без участия его компании. «Халяль Тикшорет», единственная в Израиле компания, владеющая и управляющая спутниками связи, ещё не закончила составлять техническое задание к новому спутнику. Нет шансов, что «Амос-8» будет готов через 4 года, график IAI гораздо длиннее. «Халяль Тикшорет» вложила в IAI более 2 млрд. шекелей и должна вернуть деньги инвесторам. Аренда «Амос-7» стоимостью 22 млн долларов в год была срочной экстренной мерой, призванной свести к минимуму ущерб, причинённый потерей «Амос-6». После этой потери акция компании потеряла половину стоимости, был потерян стратегический контракт с Facebook, рухнула сделка по продаже «Халяль Тикшорет» за 190 млн долларов. (По-видимому описание ущерба «Халяль Тикшорет» связано со спорами по страховой премии за «Амос-6», т.е. компания требует использовать эти деньги для расплаты с вкладчиками, а не как вложение в «Амос-8».)

Йоав Киш, председатель подкомитета по вопросам Космоса, выразил разочарование отсутствием прогресса, несмотря на 16 месяцев, прошедшие после потери «Амос-6» и назначил повторное заседание на конец января 2018 г. Киш надеется, что к тому времени уже будет принято правительственное решение по вопросу и дискуссия подкомитета будет посвящена деталям соглашения, таким как график, финансирование, страхование и т.п. Вопросы надо закрыть в течении месяца, а не в марте. IAI Киш указал, что та не должна ожидать удовлетворения всех её требований по данному вопросу, но какие именно требования выдвигает IAI не сообщается.

Ссылки:
Tags: Космос
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments