oleggranovsky (oleggranovsky) wrote,
oleggranovsky
oleggranovsky

Categories:

Не мало ли лётчиков готовят в Израиле?

В связи с публикацией данных о выпускниках 175-го лётного курса возник вопрос, а достаточно ли то количество персонала, которое выпускает Лётная школа ВВС Израиля? Для упрощения рассмотрим одну категорию, пилотов боевых самолётов.

Количество пилотов боевых самолётов в последних 4 курсах было следующим:

  • 175-й: 30% от 36, т.е. 11;

  • 174-й: 32% от 37, т.е. 12;

  • 173-й: 26% от 32, т.е. 8;

  • 172-й: 26% от 34, т.е. 9.



Итак, в среднем 10 на курс. Два курса в год, т.е. 20 пилотов в год. Достаточно ли?



Для ответа на этот вопрос надо знать несколько параметров: сколько боевых самолётов есть у Израиля, сколько пилотов необходимо из расчёта на один самолёт и сколько пилотов есть в ВВС с учётом характера и продолжительности службы.

Ответить на первый вопрос достаточно просто. В настоящее время на вооружении ВВС только одна категория боевых самолётов: многоцелевые истребители бомбардировщики. Учебные самолёты не используются для боевых задач с 1967 г., тем более нет намерения использовать в качестве лёгких штурмовиков самолёты наподобие Air Tractor AT-802.

После снятия с вооружения 26.12.16 F-16A/B («Нец»), на вооружении остаются F-16C/D («Барак»), F-16I («Суфа»), F-15A/B/C/D («Баз»), F-15I («Раам») и F-35I («Адир»). Количество самолётов следующее:

  • «Адир» – 9 (ещё 41 заказаны);

  • «Раам» – 25;

  • «Баз» – получено 89, но 8 потеряны в авариях и катастрофах, 14 списаны или разобраны на запчасти, ещё 5 будут списаны вместо ныне модернизируемых F-15D, остаётся 62 (89-(8+14+5));

  • «Суфа» – получено 102, 4 потеряны в авариях и катастрофах, осталось 98;

  • «Барак» – получено 135, 4 (как минимум, скорее больше) потеряны в авариях и катастрофах, осталось 131. В ближайшее время возможна продажа 12 самолётов Хорватии и даже если эта сделка не состоится, это означает, что ВВС не заинтересованы в этих самолётах.

  • Итог: 9+25+62+98+131=325. На самом деле самолётов несколько меньше, нет полной информации о потерях «Барак» и списании «Баз», а 4 из недавно полученных F-15D ещё не введены в строй.



Самолёты часть жизни проводят на средних и капитальных ремонтах и модернизации, впрочем этот вопрос можно опустить: в случае наличия данных о приближении тотальной войны ВВС способны свернуть ремонт и поставить в строй практически весь авиапарк, как это было в 1967 г. Так что можно сказать, что боевых самолётов в Израиле чуть менее 325, думаю цифра в 310 вполне правдоподобна.

Сколько пилотов необходимо из расчёта на один самолёт? В прошлом мне приходилось читать утверждения, что в Израиле практикуют наличие 2 экипажей на каждый самолёт, на практике это не более чем миф. Например, имеются точные цифры наличия самолётов и лётчиков (включая резервистов) в той или иной эскадрилье в 1967 г. Вот данные по эскадрильям одноместных истребителей-бомбардировщиков того периода («Вотур» и «Фуга-Магистер» я опускаю):

  • 101-я («Мираж-3») – 22 самолёта, 32 лётчика, 1.4 лётчика на самолёт;

  • 117-я («Мираж-3») – 24 – 31 – 1.3;

  • 119-я («Мираж-3») – 22 – 20 – 0.9;

  • 105-я («Супер Мистер») – 35 – 26 – 0.7;

  • 109-я («Мистер-4») – 16 – 26 – 1.6;

  • 116-я («Мистер-4») – 17 – 23 – 1.3;

  • 107-я («Ураган») – 16 – 17 – 1.1;

  • 113-я («Ураган») – 35 – 28 – 0.8.



По 1973 г. столь подробной раскладки нет, но ВВС имели 391 боевой самолёт (включая фоторазведчики) и 650 лётчиков и штурманов для них. Наличие штурманов затрудняет точный подсчёт. Штурманы входили в состав экипажей «Фантомов», коих в ВВС было около 120. Однако до «Фантомов» профессия «штурман боевых самолётов» в ВВС практически отсутствовала, лишь считанные двухместные «Вотур» имели второго члена экипажа, таким образом массовая подготовка штурманов началась лишь с 1969 г., т.е. за 4 года до войны Судного дня. Так что сомнительно что штурманов было более 100. А 550 пилотов на 391 самолёт означает пропорцию 1.4.

Конечно, изменения в технике за прошедшие годы могли изменить эти пропорции. Например, в прошлом самолёты действовали практически только днём, ночные вылеты были редкими. Сейчас большинство истребителей-бомбардировщиков ВВС способны эффективно действовать и ночью. Казалось бы, это увеличивает потребности в пилотах, с другой стороны поломки и необходимость их устранения вряд ли позволят эксплуатировать тот или иной самолёт круглосуточно, т.е. одни эскадрильи будут более активны днём, другие – ночью.

В общем, точного ответа на второй вопрос у меня нет, но по-моему 1.4 пилота на самолёт будет достаточно. Т.е. на 310 самолётов необходимо 434 пилота.

Каков характер и продолжительности службы лётчика?

В рамках участия в лётном курсе необходимо обязаться на 7 лет службы по окончании Лётной школы (с 2015 г., ранее – 9 лет). Из этих 7 лет год – курсы оперативной тренировки (КААМ и КААМАМ). Далее начинается служба в одной из эскадрилий ВВС.

Лётчиков эскадрильи можно разделить на 4 категории:

  • те, кто постоянно служат в данной эскадрилье («Садир»);

  • резервисты («Милуим»); тут следует добавить, что лётчики, решившие не продлевать контракт после обязательных 7 лет или же ушедшие со службы после 2-го, 3-го и т.д. контрактов, продолжают летать в резерве, причём в отличии от обычных резервистов, служащих по несколько недель в год без перерыва (скажем 3-4 недели без перерыва или 2 раза по 2 недели, существует немало вариаций), лётчики-резервисты летают раз в неделю-две, набирая не менее 40 дней службы за год; нередко служат гораздо больше, 60-90 и даже 100 дней в году;

  • штатные должности на случай войны (hАЦАХ, «hацават Хирум») – лётчики, перешедшие на штабные должности, должности инструкторов или вышедшие на учёбу, во время войны возвращаются в одну из эскадрилий; для поддержания лётной подготовки они продолжают регулярно летать в эскадрильях, примерно как резервисты; конечно, есть штабные должности, которые должны быть заполнены и во время войны, но таких немного, а иногда для их заполнения есть резервист не являющийся лётчиком, или же бывший лётчик, уже прекративший полёты;

  • категория штабных лётчиков, чьи должности должны быть заполнены и во время войны, в рамках эскадрилий называется ЛАЦАТ («ле-Тиса Балевад»), обычно речь идёт о старших офицерах (полковник и выше), летающих только для поддержания лётного уровня.



Например, в 1973 г. в 201-й эскадрилье («Фантом») было 33 лётчика, в т.ч. 12 регулярных, 15 hАЦАХ, 4 резервиста и 2 ЛАЦАТ, а также 31 штурман, в т.ч. 12 регулярных, 16 hАЦАХ и 3 резервиста. Столь малое количество резервистов было связано с новизной парка «Фантом» в ВВС.

Таким образом, прекращение контракта, выход на учёбу, штабную или инструкторскую работу не снижает числа лётчиков ВВС на случай войны. Средний возраст выпускников Лётной школы 22 года, т.е. 23 после КААМ/КААМАМ, примерная продолжительность службы пилотом (включая резерв) – как минимум до 45 лет, но нередко гораздо больше, скажем Йеhуда Корен летал до 58 лет, Гиора Эпштейн – до 59, Амир Нахуми и Исраэль Баhарав – 60 (обычно в последние годы такой длинной службы пилоты занимаются только инструктажем).

Ещё один пример: бригадный генерал Рам Шмуэли 1960 г. рождения. Демобилизовался в 2007 г. после 29 лет службы. На 2018 г. продолжает летать в ВВС как резервист, по его словам (интервью на радиостанции «Галей ЦАХАЛь» 03.01.18) ВВС разрешает лётчикам, годным по состоянию здоровья, летать до 60 лет, но нередко и после прекращения полётов бывшие лётчики продолжают службу в ВВС добровольцами, на различных штабных должностях. В последние годы Рам делает от 40 до 60 дней резервной службы в год.

Итак, с 23 до 45 лет службы плюс 20 лётчиков в год, имеем 440 пилотов.  Аварийность в последние годы в Израиле очень низкая (одна катастрофа или тяжёлая авария в год для всех типов ЛА), есть конечно списания по болезням, ДТП и другие аварии, не связанные с ВВС, иные случаи прекращения полётов до 45, но все они с лихвой компенсируются теми, кто продолжает летать и после 45. Таким образом, 10 лётчиков-истребителей в выпуске каждого потока  лётной школы достаточно.

Ссылки:

  1. Шмуэль Гордон «30 Шаот Бэ-Октобер» («30 часов в октябре», 2008 г.), стр. 484.

  2. Дани Шалом «Ки Раам Бэ-Йом Баhир» («Как гром среди ясного неба», 2002 г.), стр. 621-622, 626.

  3. Авирам Баркаи «Бэ-Шем Шамаим» («Во имя небес», 2013 г.), стр. 529-537, 554.

  4. Израиль изучает вопрос закупки новых F-15I.

  5. ВВС принимают на вооружение подержанные F-15D, полученные из США.

  6. Модернизация F-16I («Суфа»).

  7. F-16C/D «Барак» отмечают 30 лет в ВВС.

  8. Израиль ведёт переговоры с Хорватией о поставке эскадрильи F-16.

  9. F-16A/B («Нец») снят с вооружения ВВС Израиля.

  10. «Дни резерва», статья из журнала ВВС Израиля, 30.06.05.


Дата последнего обновления: 04.01.18.
Tags: Подготовка лётчиков
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 20 comments

Recent Posts from This Journal